©"Заметки по еврейской истории"
  апрель 2024 года

Loading

В XIX веке жили три барона — евреи и филантропы: Ротшильд, Монтефиоре и Гирш и, соответственно, их именами названы улицы в центре Петах-Тиквы. Если первых два барона были сионистами и вкладывали деньги в развитие еврейских поселений в Палестине, то Морис Гирш сионистом не был. Однако он очень любил своих соплеменников и для облегчения их участи пошел другим путем.

Владимир Шапиро

ИМЕНА УЛИЦ ПЕТАХ ТИКВЫ

Поселенческая деятельность в ХIX веке

ИЕХОШУА ШТАМПФЕР — РАВВИН, ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ, ВОИН

О Штампфере одном из основателей Петах-Тиквы есть прекрасные воспоминания Шошаны Цуриэль-Штерн «Страницы истории Петах-Тиквы», посвящённые памяти первых строителей сельскохозяйственных поселений (Альманах «Еврейская старина», №5(58), 2008). Я могу только прокомментировать и процитировать некоторые фрагменты этих воспоминаний. Сначала краткая биография Штампфера.

Сын раввина, Штампфер получил традиционное религиозное образование наряду с общим: окончил «народную школу», а потом и гимназию. Учился в городе Айзенштадт в иешиве раввина А. Хильдесхаймера, в программу которой были включены светские дисциплины. Увлекся идеями Хаскалы, а также национально-освободительным движением венгерского народа. В одном из писем домой сообщил, что мечтает посвятить себя служению «родной стране — Венгрии». Разгневанный отец лишил сына материальной поддержки, и Штампфер вынужден был оставить иешиву. Поселился в качестве домашнего учителя в семье своего дяди со стороны матери Элиэзера Рааба. Впоследствии он вместе с Элиэзером и его сыном Иегудой участвовал в основании Петах-Тиквы.

Рааб был казначеем одной из организаций Ховевей Цион — Общества заселения Эрец-Исраэль — и оказал большое влияние на Штампфера. Когда в ходе выборов в венгерский парламент в 1867 г. обнаружилась юдофобия многих венгерских националистов, Штампфер, разочаровавшись в своих былых устремлениях, решил переселиться в Эрец-Исраэль, чтобы участвовать в создании еврейских сельскохозяйственных поселений. По замыслу Штампфера, половину времени жители этих поселений должны были проводить в изучении Торы, а вторую половину — в занятиях сельским хозяйством. Весной 1869 г. он отправился в путь и пешком дошел до города Салоники, где местный раввин помог ему добраться морем до города Измир. За пять месяцев Штампфер добрался до Иерусалима, где начал учиться в одной из иешив. Он примкнул к группе раввина Йоэль Моше Саломона, поставившей целью основать сельскохозяйственное поселение. В 1878 г. Штампфер был в составе первой группы халуцим, основавших сельскохозяйственное поселение Петах-Тиква. Из-за тяжелых условий жизни в поселении и опасности заболеть малярией Штампфер вернулся в Иерусалим. В воспоминаниях Шошаны Цуриэль-Штерн «Страницы истории Петах-Тиквы» описана драматическая история жизни первых поселенцев, их отношения с арабскими соседями, их упорство в освоении земледелия на малопригодных для этой цели землях. «Петах-Тиква была основана в 1878 году, когда Иегошуа Штампферу, одному из ее основателей, было всего 26 лет, и был он среди тех, кто восстановил ее в 1883 году. Он дал мошаве название Петах –Тиква, что означает «врата надежды»».

В 1882 г. Штампфер ездил в Соединенные Штаты Америки с целью сбора средств для выходцев в Эрец-Исраэль из Венгрии. В 1885 г. он отправился для сбора средств в Лондон, Париж и города России. В Париже встречался с Э. Ротшильдом и убедил его оказать поддержку поселенцам Петах-Тиквы. В России встречался с руководством Ховевей Цион.

Избранный председателем совета поселения Петах-Тиква, Штампфер до конца жизни руководил им в духе строгого соблюдения еврейских традиций.

В возрасте 56 лет в канун праздника Шавуот 5665 года (1908) Иехошуа Штампфер скончался и был похоронен в том месте, в которое он вложил всю свою душу, в Петах-Тикве. Большая часть еврейских рабочих поселения в этот день не работала и провожала в последний путь великого идеалиста и борца Иегошуа Штампфера.

Чтобы увековечить его память совет Петах-Тиквы решил основать местное благотворительное учреждение, которое будет носить имя покойного, а также выпустить книгу, рассказывающую о его жизни и деятельности. Совет распорядился, чтобы в знак траура в первые тридцать дней не звучали в мошаве песни. Именем Иехошуа Штампфера названа одна из первых улиц Петах-Тиквы.

На его памятнике написано:

«Этот камень свидетель того, что мошава Петах-Тиква горько стенала в день, когда была выкопана могила для дорого нашего, лучшего из её сынов, одного из основателей-первопроходцев, который трудился на ее благо с 5636 (1878), когда был заложен первый камень, до пятого дня в месяце сиван 5665 года (1908), когда вернулся в землю верующий и благочестивый, мудрый и благоразумный, высокообразованный Реб Иехошуа сын реба Беньямина Штампфер Да будет включена душа его в список для воскрешения»

На этом можно было бы и кончить рассказ о Штампфере, однако все же сделаю несколько комментариев к его биографии. Во-первых, несколько слов об образовании Штампфера. Выше было сказано, что он учился в ешиве раввина А. Хильдесхаймера. Азриэль Хильдесхаймер , — раввин, доктор философии основал в городе Айзенштадт ешиву нового типа, в которой сочетались традиционные еврейские предметы со светскими: изучались немецкий язык, литература, история и математика. Хильдесхаймер писал, что «ортодоксию может спасти только раввин, держащий Тору в одной руке, а потребности современности — в другой». Таким образом, Штамфер получил в ешиве и светское образование. Не случайно Штампфер произвел большое впечатление на представителей «Ховевей Цион» — в России, они написали письмо д-ру Пинскеру в Одессу, в котором характеризовали Штампфера таким образом: «Нам довелось познакомиться с г-ном Штампфером из мошавы Петах-Тиква, который приехал в Европу и побывал в Париже и в Лондоне, чтобы организовать помощь поселенцам. Мы беседовали с этим господином, и нашли в нем человека, детально разбирающегося в делах колонистов, умного, знающего языки английский, немецкий, венгерский и иврит, и, по нашему мнению, человека порядочного и достойного»

Далее я хочу отметить, что в 1869 году, когда Штампфер отправился в Иерусалим, Венгрия входила в Австро-Венгерскую монархию, и с 1867 страной правил император Франц Иосиф. Новая конституция Австро-Венгерской монархии 1867 года отменила все правовые ограничения для религиозных меньшинств. В 1868 году был принят ряд законов, направленных на осуществление конституционного принципа равноправия: о секуляризации школы, о свободе смешанных браков. После принятия конституции произошел стремительный рост еврейского населения Вены в результате переселения евреев из других областей Австро-Венгрии.

Что же подтолкнуло Штампфера к переезду в Эрец–Исраэль? В том же 1867 году проходили выборы в венгерский парламент. Венгры в ходе выборов боролись за свою национальную идентичность, и эта борьба оказалось чуждой для еврея Штампфера. Скажу, что нечто аналогичное я испытал после подавления коммунистического путча в Москве в 1991 году. Я был на митинге у Белого Дома 22 августа, и видел толпы ликующих людей, несущих православные хоругви, казацкие стяги и флаги с национал-патриотической символикой. Я почувствовал себя лишним на этом празднике жизни.

И еще один момент — Штампфер мог совмещать свои религиозные чувства со здравым отношением к национальным проблемам. Если обстоятельства требовали защищать мошаву с оружием в руках, он никогда не отказывался от этого даже в субботу. Он первый среди ортодоксальных жителей мошавы провозгласил, что защищать достоинство нации — это святой долг, и он важнее соблюдения святости субботы.

Однажды в субботу, когда все население мошавы молилось в синагоге, на землю мошавы пришли арабы, чтобы пахать там; они утверждали, что эта земля принадлежит им.

Как только звуки выстрелов, достигли слуха Штампфера, он, самый верующий и самый ортодоксальный среди них, снял с себя талес, выскочил из синагоги, чтобы взять дома ружье, вернулся к молящимся и призвал их всех следовать за ним. В этот день он предстал перед нападавшими во главе вооруженных поселенцев, так что арабы вынуждены были отступить. Такие нападения случались часто, но жители научились защищать себя.

Когда под влиянием дела Дрейфуса Теодор Герцль выдвинул свою программу политического сионизма, изложенную в 1896 году в книге «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса», ортодоксальный еврей Иехошуа Штампфер, в отличие от других ортодоксов, принял эту программу, немедленно установил с Герцлем связь и стал переписываться, не обращая внимания на подозрения в атеизме.

Религиозность Штампфера не помешала ему с воодушевлением принять репатриантов второй волны 1904-1914гг., главным образом из России и Польши, несмотря на то, что они были людьми светскими.

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, в каком неприличном состоянии находится сейчас улица, носящая имя основателя города. Большинство домов на ней требуют срочного ремонта и реставрации. За зеленью деревьев просвечивают грязные фасады полуразрушившихся строений.

ЗЕЕВ БРАНДЕ

ЗЕЕВ БРАНДЕ (1848-1918) был одним из пионеров Ишува и одним из первых жителей Петах-Тиквы. Бранде родился в 1848 году в Белостоке в Польше. В детстве он получил образование в хедере, а затем специализировался в ткацком производстве. Стремительный рост еврейского населения Белостока, в большинстве состоявшем из текстильных рабочих и членов их семей с низким жизненным уровнем способствовал возникновению в городе различных сионистских течений. В 1880 г. в Белостоке сформировалась группа Ховевей Цион. Напомню, что Шмуэль Могилевер, о котором пойдет речь в дальнейшем, в 1883 году стал раввином Белостока. Он призывал евреев, в частности евреев Белостока, переселяться в еврейскую колонию Петах-Тиква в Палестине. «Белостокцы» — такое название получила группа из 60 пионеров-переселенцев из города Белосток, среди которых был и Бранде. Они репатриировались в Эрец-Израиль в 1883 году и создали еврейские колонии. Часть из них сначала поселилась в районе Йегуда, но работали на земле в районе Петах-Тиквы. Позже они поселились в самой Петах-Тикве. В 1885 году Бранде обосновался в Петах-Тикве вместе с остальными белостокцами. Он поселился на улице Ховевей-Цион напротив улицы Пинскер. С момента своего прибытия в «мошаву» так назывались первые еврейские поселения, он полностью посвятил себя сельскому хозяйству. При этом он занимался и общественной деятельностью. Бранде был председателем Комитета Петах-Тиква в период с 1890 по 1900 год. Комитет был официальным органом управления колонии. Председатель выбирался всеми жителями поселения. В 1891 г. в Петах-Тикве насчитывалось 464 жителя, а в 1900 г. — 818. До Бранде комитет в различные периоды с 1887 года возглавляли отцы основатели Петах-Тиквы: Меир Гутман, Йоэль Моше Соломон и Йгошуа Штампфер.

Интересна история чеканки собственных монет поселения. Бранде был очень активно занимался благотворительностью. В какой-то момент он обнаружил, что поселенцы стали меньше жертвовать на благотворительные нужды. Бранде выяснил, что это связано с отсутствием у жителей мелких монет, официально находящихся в обращении в Палестине. Тогда он с помощью простейшего оборудования стал чеканить из жести монеты с еврейской символикой. Бранде сумел организовать хождение этих монет во всех магазинах поселения, и убедил владельцев магазинов и жителей сдавать часть монет в благотворительные кассы. Бранде также основал благотворительную организацию под названием «Zichron Menachem» и кухню для бедняков.

В начале Первой мировой войны Бранде помогал беженцам из Яффы и Тель-Авива, предоставляя им еду и жилье. Позже Бранде сам была вынужден покинуть мошаву из-за битв между Османской империей и англичанами и переехать в Зихрон Яаков.

Бранде умер в Зихроне Яакове 11-го Ава 5718 (1918). 

БАРОН МОРИС ДЕ-ГИРШ

Я репатриировался в Израиль в 1992 году из Москвы. После шумного столичного города тихая провинциальная Петах-Тиква показалась мне цветущим курортом. Бродил я по зеленым улицам с южной экзотической растительностью, усыпанной цветами всех оттенков от нежно розового до ярко синего и восхищался их красотой. Но были в городе улицы, которые произвели на меня гнетущее впечатление своим восточным, пестрым и крикливым колоритом. Это улицы, примыкающие к базару. И только теперь после почти тридцатилетнего пребывания в Израиле я привык к этим местам и даже полюбил их. Теперь, протискиваясь между прохожими вдоль узкой полоски тротуара на улице “Барон Гирш”, я с удовольствием вдыхаю запахи восточных пряностей, несущиеся из расположенных на ней лавок. Кому в голову пришла идея назвать эту улицу именем австрийского барона Мориса де-Гирша?

Барон Морис де-Гирш

Барон Морис де-Гирш 

В 19 веке жили три барона — евреи и филантропы: Ротшильд, Монтефиоре и Гирш и, соответственно, их именами названы улицы в центре Петах-Тиквы. Если первых два барона были сионистами и вкладывали деньги в развитие еврейских поселений в Палестине, то Морис Гирш сионистом не был. Однако он очень любил своих соплеменников и для облегчения их участи пошел другим путем. Барон пожертвовал огромную сумму в 2 миллиона фунтов стерлингов для организации переселения нуждающихся евреев из стран, где они подвергаются притеснениям, в Аргентину. Основанное им Еврейское Колониальное Общество перевезло через океан сотни тысяч русских евреев. В 1892 году он пожертвовал обществу 7 миллионов фунтов стерлингов. Условия, существовавшие на тот момент в Аргентине — стране с превосходными природными данными, либеральными властями и дружественными местными жителями, — были несравненно лучшими, чем Палестине. При поддержке Гирша евреи из Каменец-Подольска основали в 1889 г. первую еврейскую сельскохозяйственную колонию — Мозесвиль. В 1891 г. вторая волна евреев, на этот раз из Бессарабии, стала жителями Мозесвиля, а вскоре после Кишиневского погрома в 1903 года третья волна эмигрантов присоединилась к ним. В пик своего развития в Мозесвиле проживало несколько тысяч евреев, занимавшихся сельским хозяйством. Было построено 7 синагог, одна из самых больших по имени барона Гирша. В 1925 г. в Аргентине 20382 еврея были заняты в сельском хозяйстве. Они обрабатывали площади в 61746 га.

Далее приведу цитату из статьи Якова Шехтмана ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2006 НИСАН 5766 — 4 (168):

«Названный в честь барона город Мойзесвилль, расположенный в благодатной долине Санта-Фе, стремительно рос и развивался. Всё в нем было еврейским: и новая порода аргентинских ковбоев — еврейских гаучо, и новые зерновые культуры, рис и подсолнечник, выращиваемые на полях, обрабатываемых еврейскими крестьянами, и первые в Аргентине агрокооперативы. Еврейские иммигранты учились быть наездниками и пастухами, учились самостоятельно защищаться от непрошеных гостей, при этом строили синагоги и библиотеки.

Еврейский гаучо из Каменец-Подольска

Еврейский гаучо из Каменец-Подольска

 В еврейском театре Мойзесвилля гастролировали идишские труппы из Европы и Соединенных Штатов. Казалось, идея барона удалась: создается огромная еврейская община, которая может служить местом сосредоточения всего народа.

Но разразилась вторая мировая война. После ее окончания в Аргентину хлынул поток скрывающихся от возмездия немецких нацистов, и обстановка в стране изменилась. Когда в 1948 году возник Израиль, тысячи семей стали распродавать дома и участки, чтобы перебраться в еврейское государство.

Сегодня, спустя более чем сто лет после начала эксперимента барона Гирша, на улицах Мойзесвилля практически не слышна еврейская речь. Еще остались семисвечники на фасадах недействующих синагог, еще закрыты по еврейским праздникам все муниципальные учреждения, еще продается в лавках «гефилте фиш», ставшая национальным блюдом местных индейцев, но самих евреев в городе почти не осталось.

Принято считать, что в споре двух баронов — Ротшильда и Гирша — победил барон Ротшильд. Созданные им в Эрец Исроэл поселения превратились в цветущие города, и в каждом из них центральная улица носит имя Ротшильда. Миллионы, вложенные бароном Гиршем в Аргентину, ушли на ветер; принятое им решение оказалось ошибочным. Но если вспомнить изречение Талмуда, что спасающий одну еврейскую душу спасает весь мир, то деньги и усилия барона Гирша спасли целую вселенную… А пожертвованные им сотни миллионов франков спасли от черносотенных погромов, большевистского террора и немецкой оккупации сотни тысяч русских евреев.

Морис де-Гирш скончался 9 апреля 1896 года на 65 году жизни.

 МОГИЛИВЕР И МОНТЕФИОРЕ

Три почти параллельных улицы идут от улицы Гистатруд к улице Ховевей Цион: Монтефиоре, Ихилов и Могиливер. Раньше я рассказывал о происхождении названия улицы Ихилов. Теперь пришла очередь рассказать об улицах, названия которых начинаются с буквы «м».

Надо признаться, что сходные названия для уха репатрианта приводили часто к путанице, где одна, а где другая. Вот если бы на улице Монтефиоре была табличка с портретом красавца в форме английского капитана Викторианской эпохи сэра Монтефиоре, а на улице Могиливер табличка с изображением достопочтенного раввина, такой путаницы не было бы. 
МОШЕ МОНТЕФИОРЕ потомок евреев, изгнанных из Испании тремя столетиями раньше, вырос в Англии, где он стал относительно быстро очень богатым и даже вошел в круг Лондонской аристократии. Он имел внушительную внешность, рост около 1,90 м.

Монтефиоре в форме английского капитана

Монтефиоре в форме английского капитана

Во время наполеоновских войн, в 1809 году, Монтефиоре вступил добровольцем в национальную гвардию, где за 4 года дослужился до капитана. В то же время он не порвал с религией отцов, путешествовал по миру только с личным шохетом (ритуальные забойщиком) и по меньшей мере с девятью другими евреями, чтобы всегда был Миньян для молитвы. 
В 1837 году он был назначен Шерифом Лондона, к нему благоволила королева Виктория и возвела его в ранг барона.
Сэр Монтефиоре оказывал помощь евреям во многих странах. Живя в Англии, он разъезжал по всему свету, чтоб помочь своим братьям-евреям в беде. Два раза он был в России и требовал от Николая первого и Александра второго облегчения положения российских евреев.

Монтефиоре на приеме у Николая I

Монтефиоре на приеме у Николая I

Монтефиоре совершил семь поездок на Святую землю. В 1839 г. по инициативе Монтефиоре начала проводиться перепись еврейского населения страны и стали закладываться основы продуктивной экономической деятельности евреев; были арендованы земли для еврейских поселений, велось обучение евреев сельскохозяйственным работам на приобретенной для них цитрусовой плантации близ Яффы. Предметом особой заботы Монтефиоре было улучшение экономического положения и санитарных условий жизни еврейского населения Иерусалима: по его инициативе и при его содействии в городе были открыты аптека и поликлиника, в которую он в 1843 г. направил первого дипломированного врача в стране; возведен первый еврейский квартал вне стен Старого города — Мишкенот-Шаананим. На средства основанного Монтефиоре фонда был построен квартал Иемин-Моше, организована типография, куда он прислал из Лондона печатный станок; создана и оснащена оборудованием ткацкая фабрика; построена ветряная мельница («мельница Монтефиоре»); открыта первая в стране ремесленная школа для девушек и многое другое. Глубокий интерес проявил Монтефиоре к святым местам Эрец-Исраэль; благодаря ему была приведена в порядок гробница Рахили и укреплена Западная стена в Иерусалиме. Ему удалось также добиться от султана фирмана о защите прав евреев в стране, в частности, их национально-религиозной автономии.
В Израиле популярна песня о Моше Монтефиоре, написанная Хаимом Хефером, музыка Дуби Зельцера, исполнение Йорама Гаона. Эта песня и по сей день является частью фольклора и истории Иерусалима.
(перевод на русский Эллы Бринд).

Как отсчитали сэру десяточек восьмой
Спустился белый ангел за праведной душой
Сказал Монтефиоре: «Прости мне мой отказ,
Я, правда, очень занят и, именно, сейчас.
Погром теперь в России, присутствием своим
Коль я не помогу им — то, кто поможет им?»
Садится он в карету и едет в путь опять,
Дать тайные подарки, евреев поддержать.
Кому-то улыбнуться, кого-то приобнять,
У всех евреев радость. Слава сэру, слава.
Вот десять лет минуло — явились за душой.
И снова очень просят подняться в мир иной.
Ответил сэр: «Как можно? Простите господа.
В Дамаске всем евреям сейчас грозит беда.
Сказать паше мне надо, что это просто бред.
Бакшиш ему подсунуть, чтоб прекратить навет».

Когда Монтефиоре исполнилось 100 лет
Сказал — «С меня довольно, пора покинуть свет.
Пресыщен я делами еврейскими сполна.
Душа моя устала — покоя ждет она».
Но вновь евреи просят помочь и научить,
Проматери Рахели гробницу подновить.

Промчался год, как птица, и сэра ангел ждет.
В глаза его целует, а душу ввысь несет.
В талите черно-белом обрел он свой покой.
Иерусалимский камень под мудрой головой.
Но есть еще евреи, что в темноте ночей,
Монтефиоре видят с упряжкой лошадей.

Рав ШМУЭЛЬ МОГИЛЕВЕР (שמואל מוהליבר) родился в 1824 году.

Рав Могилевер

Рав Могилевер

Он учился и получил смиху в знаменитой Воложинской йешиве.
Как и многие его современники, он столкнулся с влиянием Хаскалы (движением культурной ассимиляции) — и всю свою жизнь пытался найти креативное решение конфликту современности с традицией. Могилевер был одним из выдающихся талмудистов своего времени — и одновременно разбирался в математике, знал несколько языков и читал на них.
Могилевер призывал евреев возвращаться в Эрец-Исраэль, и с возникновением «Ховевей-Цион» стал лидером религиозной части движения, возглавляя его на равных с Пинскером и Лилиенблюмом.
В 1874 году познакомился с еврейским филантропом Мозесом Монтефиоре. От его имени он курировал специальный фонд для поддержки еврейской общины в Палестине.
С 1881 года Шмуэль Могилевер стал сотрудничать с сионистским движением, которое основал Леон Пинскер. В 1882 году он отправился в Германию и Францию, чтобы искать еврейских спонсоров для поддержки еврейских колоний в Палестине. Одной из важных встреч стало его знакомство с Эдмоном де Ротшильдом. Могилевер убедил Ротшильда начать вкладывать деньги в еврейские поселения в Эрец-Исраэль. В 1883 году Шмуэль Могилевер стал раввином Белостока. В это время он призывал евреев, в частности евреев Белостока, переселяться в еврейскую колонию Петах-Тиква в Палестине. 
Тут мне кажется уместным рассказать немного о Белостоке того времени. 
По Тильзитскому миру (1807 год) передан Наполеоном Российской империи, в составе которой был главным городом Белостокской области, с 1842 году — центром Белостокского уезда. По религиозному составу, по данным на 1889 год, из 56 629 человек населения 48 552 человек составляли иудеи, 3347 — католики, 2366 — протестанты, 2242 — православные, 22 — мусульмане. В городе была 1 православная церковь, 1 костёл, 1 лютеранская кирха, 2 синагоги — Большая синагога — крупнейшая деревянная синагога в Восточной Европе и Синагога Пясковер, 39 молитвенных домов, 2 театра, реальное училище, институт благородных девиц, уездное училище, начальные церковные училища (приходское, лютеранские и еврейский хедер), 2 частные школы, окружная лечебница, еврейская больница. Таким образом Белосток в конце 19 века был одним из крупнейших еврейских центров России, и должность городского раввина была весьма престижной. Нельзя не сказать о гибели почти 50 тысяч евреев Белостока во время холокоста и о том, что восстание в гетто Белостока было наиболее мощным после варшавского восстания.

Могилевер участвовал во всех организационных проектах «Ховевей-Цион» и во всех съездах движения. В 1890 г. он становится соучредителем знаменитого одесского «Общества вспомоществования еврейским земледельцам в Сирии и Палестине» — главного оперативного органа «Ховевей-Цион», вошедшего в историю как «Одесский Комитет» и заложившего основы многих современных городов Израиля.
Во многом благодаря Могилеверу существуют поселения Реховот, Мазкерет-Батия и Петах-Тиква. Понимая необходимость возрождения еврейского присутствия в Эрец-Исраэль и его жизнеспособности, Могилевер в 1888 г. дает разрешение обрабатывать земли поселений в год шмиты!
Но вместе с тем он всегда отстаивал бескомпромиссное сохранение ценностей иудаизма в сионизме и отвергал чрезмерно активную «культурную революцию», которую предлагали Пинскер и Усышкин. Противясь слишком светскому характеру новой культуры «Ховевей-Цион», Могилевер, тем не менее, не «становился в позу» и не оставлял общее дело, но продолжал настаивать на том, что возрождение еврейского народа должно базироваться на Торе. Могилевер скончался за год до первого Сионистского конгресса в Базеле. Шмуэль Могилевер умер 10 июня 1898 года в Белостоке. В 1991 году его останки были перевезены в Израиль и захоронены на кладбище в Мазкерет-Батье.

Лидеры сионизма

 АВТОЭМАНСИПАЦИЯ ЛЕОНА ПИНСКЕРА

Центральная улица города названа в честь Хаима Озера Гродзинского (1863—1940) — главного раввина Вильнюса и видного еврейского общественного деятеля в период между двумя мировыми войнами. В начале улицы Хаим Озер находится площадь Миясдим (Основателей), названная так в честь первых поселенцев. С противоположной стороны площади начинается и идет в северном направлении улица, носящая имя — «Иегуда Лейб Пинскер».

 Пинскер родился в 1821году в местечке Томашполь Ямпольского уезда Подольской губернии в семье еврейского педагога и писателя Симхи Пинскера. В раннем детстве семья Пинскера переехала в Одессу, где мальчик обучался в частной школе своего отца и позднее — в местной средней школе. После получения среднего образования Пинскер поступил в Ришельевский лицей на юридический факультет и стал одним из первых евреев, поступивших в высшее учебное заведение Российской империи. Во время студенчества Пинскер был сторонником еврейского движения просвещения Хаскала и выступал за ассимиляцию евреев.

После окончания Ришельевского лицея Пинскеру не разрешили стать адвокатом, и он занялся преподавательской деятельностью. Он переехал в Кишинев, где преподавал русский язык в еврейской школе. Через год он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, который закончил в 1848 году. Вернувшись в Одессу, Пинскер занялся врачебной деятельностью. После начала Крымской войны Пинскер ушёл на войну добровольцем и служил военным врачом в русской армии и получил медаль за особые заслуги в лечении сыпного тифа. После Крымской войны Леон Пинскер начал заниматься общественной жизнью. В это время у него появился свой взгляд на еврейский вопрос в Российской империи. Он выступал за сотрудничество евреев и российского государства. Не поддерживая полную ассимиляцию, он выступал за интеграцию евреев в российское общество. Иудаизм при этом должен был быть ограничен только лишь религиозной сферой. В 1864 году он посетил конференцию государств Германского союза, где получил поддержку своих взглядов.

 В 1871 году в Одессе и других местечках прошли еврейские погромы. Правительство не только не пыталось защищать евреев, а, наоборот, в 1882 году российские власти значительно ограничили в правах еврейское население. В результате этих событий Леон Пинскер изменил своё мнение о положении евреев в Российской империи и стал утверждать, что евреи не могут рассчитывать на помощь со стороны российского общества. В марте 1882 года он переехал в западную Европу, где его взгляды на еврейский вопрос значительно изменились в сторону радикализма. Отрицая теперь идеи культурной ассимиляции, Леон Пинскер пришел к убеждению, что евреи должны организовать своё собственное государство.

 После возвращению в Российскую империю он анонимно издал на немецком языке брошюру-воззвание «Автоэмансипация! Воззвание российского еврея к своему народу». Под своим народом Пинскер подразумевал не столько российских евреев, сколько наиболее эмансипированных европейских евреев. Поэтому, видимо, и издал свой труд на немецком. Но большинство европейских евреев пришло к осознанию своего истинного положения в «просвещенных» странах западной Европы лишь после начала дела Дрейфуса в 1894 году

Книга Теодора Герцля «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» вышла только в 1896 г.. А первый сионистский конгресс в Базеле был созван в 1897 году. Пинскер поставил перед евреями задачу создания своего государства на четырнадцать лет раньше. Он писал:

«Гражданского и политического уравнения евреев недостаточно, чтобы возвысить их в уважении народов. Единственным к тому верным средством было бы создание еврейской национальности, народа на собственной территории, автоэмансипация евреев, уравнение их, как нации, с другими нациями путем приобретения собственной родины. Пусть себя не уговаривают, что гуманность и просвещение послужат когда-нибудь целебным средством против недуга нашего народа. Недостаток в национальном самосознании, в доверии к самим себе, в политической инициативе и единении — вот враги нашего национального возрождения. Чтобы не быть вынужденными переходить от одного изгнания к другому, мы должны иметь достаточно обширное убежище, способное прокормить население, сборный пункт, который был бы нашей собственностью. Настоящий момент более чем какой-либо другой благоприятствует осуществлению указанного плана. Международный еврейский вопрос должен получить разрешение на национальной почве. Разумеется, наше национальное возрождение будет совершаться очень медленно. Мы должны сделать первый шаг, наши потомки должны следовать за нами таким же умеренным шагом, отнюдь не ускоренным. Почин в деле национального возрождения должен принадлежать конгрессу еврейских почтеннейших граждан. Никакая жертва не была бы слишком великой, чтобы достигнуть цели, которая обезопасит будущность нашего народа, всюду подвергающуюся опасности. Финансовое проведение предприятия, судя по положению дела, не может встретить неодолимых затруднений. Помогите себе сами, и Бог вам поможет!»

 В октябре 1882 г., еще до раскрытия авторства, в русском переводе «Автоэмансипация» была напечатана в петербургском еженедельнике «Рассвет», и произвела сильное впечатление на читающую публику. Менее «просвещенные и эмансипированные» русские евреи действенно откликнулись на призыв Пинскера. В 1884 г. на съезде в городе Катовице в Польше было принято решение создать единую сионистскую организацию, которая бы объединила разрозненные до этого еврейские сионистские кружки и группы. Возглавил организацию «Ховевей Цион» Леон Пинскер. На этой конференции он выступил за создание еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине.

Делегаты на конференции в Катовице в 1884 г. В центре сидит Леон Пинскер и раввин Самуил Мохилевер

Делегаты на конференции в Катовице в 1884 г. В центре сидит Леон Пинскер и раввин Самуил Мохилевер

В апреле 1890 года в одном из одесских домов собрались более ста шестидесяти человек, представлявших еврейские общины многих городов, городков и местечек, дабы учредить первую в Российской империи легальную палестинофильскую организацию, известную впоследствии как Одесский палестинский комитет. Первым председателем комитета был Леон Пинскер. А дальше цитата из замечательной статьи Ростислава Александрова «В начале была Пушкинская» (Мигдаль Times №65), посвященной 115 годовщине Палестинского комитета:

«С помощью Комитета тысячи людей крепко стали на ноги на земле своих предков. А так называемая школьная программа Комитета всемерно способствовала созданию в Палестине достаточно совершенной системы не только образования, но физического и нравственного воспитания тех поколений, которым выпала потом честь и слава борьбой и трудом своим воплощать в жизнь давнишнюю мечту о воссоздании там еврейского государства».

 В разные годы в руководящих и контрольных органах Комитета состояли представленные в разумном соотношении интеллигенты и деловые люди — врачи, купцы, литераторы, банкиры, юристы, ученые, домовладельцы, издатели, преподаватели. Комитет существовал до 1919 года

После смерти Пинскера, последовавшей всего год спустя, Комитет возглавил А. Гринберг, а в 1906 году — известный общественный деятель, участник Сионистских конгрессов — Авраам Менахем Усышкин.

 Менахем Усышкин, один из выдающихся одесских представителей сионистского движения, посвятил Льву Пинскеру и Теодору Герцлю эссе — «Учитель и Вождь». Вождь это Герцль. Учитель — Пинскер: «Мало уже осталось в живых из тех, кто имел великое историческое счастье быть в орбите обоих светил. Новое поколение народа, для которых и Учитель и Вождь, — только животворящая легенда и предание святое. И когда это поколение обращается с вопросом:

 Что дальше и как дальше?
 То ответ есть только один:
 Идите по пути, указанному Пинскером под стяг, поднятый Герцлем!»

Леон Пинскер умер в Одессе в 1891 году. А в 1934 году по инициативе Усышкина его прах был перевезен в Иерусалим и захоронен на горе Скопус в пещере Никанора. Усышкин предполагал создать там пантеон национальных лидеров. Однако захоронения стали невозможными после 1948 года, когда гора Скопус стала частью Иорданского анклава. Сам Менахем Усышкин скончался в 1941 году, и его могила находится рядом с могилой Пинскера.

Пещера Никанора на горе Скопус в Иерусалиме.

Пещера Никанора на горе Скопус в Иерусалиме.

Могилы Усышкина (справа) и Пинскера.

Могилы Усышкина (справа) и Пинскера.

 ИЕХИЭЛЬ МИХЕЛЬ ПИНЕС

 В прошлом своем очерке я рассказывал об Иегуде Пинскере, чье имя носит одна из центральных улиц Петах-Тиквы. Несколько южнее есть улица с близким по звучанию названием — «Пинес» (она идет от улицы Кац до улицы Эйн-Ганим), и я раньше никак не мог запомнить, где улица Пинскер, а где Пинес. Обе улицы названы в честь лидеров сионизма. Пинскер был провозвестником политического сионизма, который поставил себе целью создать для евреев, страдающих от антисемитизма, государственное образование, а для Пинеса возвращение евреев в Эрец Исраэль понималось как первая стадия мессианского процесса, способа приближения прихода Машиаха.

В википедии сказано, что Иехиэль Михаэль Пинес — раввин, публицист, педагог и общественный деятель, один из провозвестников религиозного сионизма родился в Ружанах Гродненской губернии в 1843 году. Мне захотелось узнать побольше о Ружанах, было ли это еврейское местечко или достаточно большой город, где в черте оседлости могли жить евреи.

В конце XVI века канцлер Великого Княжества Литовского Лев Сапег сделал Ружаны основной своей резиденцией. Самой известной достопримечательностью Ружан это бывшая резиденция рода Сапег. Начало её строительства относится к XVI веку, а в последующие два столетия она неоднократно перестраивалась. Дворец в Ружанах играл значительную роль в истории не только Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, но и соседних государств. Его дважды посещали короли, в нём принимались послы, и именно в нём готовились ставленники на Московский престол. В своё время в погребах дворца хранилась государственная казна Великого княжества Литовского и арсенал.

Ружаны отошли к России в результате третьего раздела Польши в 1795 году. Уже в XVI в Ружанах существовала Еврейская община. В 1847 г. еврейское население Ружан составляло 1467 человек, а в 1897 г. оно увеличилось до 3599 человек — почти 70 процентов всего населения. В XVIII-XIX вв. Ружаны были центром еврейской учёности, в городе существовала иешива, работала средняя школа Тарбут с преподаванием на иврите, средняя школа с преподаванием на идиш, частная начальная школа и театральное общество. Активно действовали различные сионистские партии. В Ружанах родился в 1915 году Ицхак Шамир; с 20 октября 1986 по 13 июля 1992, во время большой алии, он был премьер-министром Израиля.

Пинес учился и какое-то время преподавал в иешиве, которую в-основном содержала семья Пинеса. Во время пребывания в иешиве на Пинеса оказал сильное влияние глава иешивы раввин Мордехай Гимпл Яффе, один из лидеров Ховевей Цион — любящих Цион. Кстати, улица Ховевей Цион — центральная торговая улица Петах-Тиквы.

В 1878 г. как представитель лондонского фонда Мозеса Монтефиоре Пинес отправляется в Эрец Исраэль.

В 1882 г. совместно с Э. Бен-Иегудой Пинес учредил общество Тхият Исраэль (Возрождение Израиля) с целью распространения иврита в качестве разговорного языка. В 1889 г. Пинес вместе с ним был среди основателей Академии языка иврит. Интересный факт: Пинес перевел с немецкого языка на иврит книгу о сельском хозяйстве. Там упоминались помидоры‚ которые в то время были редкостью в Европе‚ им приписывали всевозможные таинственные свойства‚ и автор книги дал им название — «яблоко любви или райское яблоко». Пинес выбрал первый вариант и придумал для помидора слово «агвания»‚ в корне которого использовано «агав» — страсть. Долгие годы «агвания» не могла прижиться в разговорной практике — это слово считали грубым‚ даже неприличным. В семье Бен–Иегуды запрещалось его произносить‚ а взамен говорили «бадура» — от арабского названия помидора «бандура»‚ которое‚ в свою очередь‚ произошло от итальянского «помодоро». Но жизнь взяла своё‚ и сегодня помидор на иврите — «агвания».

В 1893 г. Пинес — попечитель благотворительных организаций ашкеназской общины Иерусалима, преподаватель Талмуда в Иерусалимской учительской семинарии. Пинес принимал активное участие в создании школ на иврите в Эрец-Исраэль, а также в написании и издании учебников и справочников.

Пинес участвовал в создании комитета Ховевей Цион в Яффо. Он как один из активистов Ховевей Цион проявлял заботу об устройстве в Палестине билуйцев. И тут мне придется отвлечься от рассказа о Пинесе и переключиться на билуйцев. Вам не приходилось ходить по улице Билу в Петах-Тикве? Если идти по улице Ховевей Цион и пересечь улицу Ротшильд, то продолжением Ховевей Цион будет улица Билу или на иврите ביל»ו — начальные буквы библейского стиха בית יעקב לכו ונלכה (Исаия, 2, 5) — «О, дом Иакова! Придите, и будем ходить ». Такое название получил созданный в 1882 г. в Харькове кружок интеллигентов (преимущественно студентов), задавшихся целью основать в Палестине образцовую земледельческую колонию и тем способствовать идее колонизации Палестины. История пребывания билуйцев в Палестине достаточная трагична. Тяжелая работа и недостаток средств привели к тому, что из двадцати переселенцев осталось девять человек. В 1883 г. члены движения Билу приняли участие в повторном заселении Петах-Тиквы, они заложили поселение на участке несколько дальше от берега Яркона. Пинес покровительствовал им и для пропаганды идеалов возрождения страны организовал общество возврата к ремеслам — Шиват хе-хараш ве-ха-масгер. С помощью фондов Ховевей Цион Пинес приобрел для билуйцев 3,3 тыс. дунамов на юге Шфелы, где в декабре 1884 г. был заложен поселок Гедера.

На Катовицком съезде (1884) Пинес был назначен полномочным представителем Ховевей Цион в Эрец-Исраэль, а на съезде в Друскениках (1887) — инспектором всех поселений Ховевей Цион в стране.

Я закончу очерк цитатой из книги «Земля под ногами. Из истории заселения и освоения Эрец Исраэль» Феликса Соломоновича Канделя (Феликс Соломонович — в СССР был юмористом и сценаристом мультфильмов «Ну погоди», в Израиле стал прозаиком и историком еврейского народа): «Иехиэль Михаэль Пинес был человеком‚ который не скрывал свои чувства — любил безгранично и безгранично ненавидел‚ привлекая и отталкивая друзей и знакомых. Он умер в 1913 году. В последний путь его провожали даже враги‚ позабывшие про прежние споры и разногласия; на траурной церемонии билуец Яаков Хазанов произнес речь: «Всё‚ что можно сказать о нем‚ будет недостаточно. Мудрец — недостаточно! Писатель — недостаточно! Просветитель — недостаточно! Всем этим обладал этот человек‚ и теперь мы остались осиротелыми…»

На встрече билуйцев Гедеры и Ришон ле Циона в 1922 г. Стоят, справа-налево: д-р Хаим Хисин, Дов Лейбович, Юваль Друбин, Биньямин Фукс, Шимшон Белкинд, Яков Горовиц, Менаше Меерович. Сидят, справа-налево: Яков Хазанов, Фаня Файнберг, Иегуда Цалалихин, Хася Цалалихин, Элиягу Свердлов

На встрече билуйцев Гедеры и Ришон ле Циона в 1922 г. Стоят, справа-налево: д-р Хаим Хисин, Дов Лейбович, Юваль Друбин, Биньямин Фукс, Шимшон Белкинд, Яков Горовиц, Менаше Меерович. Сидят, справа-налево: Яков Хазанов, Фаня Файнберг, Иегуда Цалалихин, Хася Цалалихин, Элиягу Свердлов

Билуйцы в Палестине

Билуйцы в Палестине

ТЕОДОР ГЕРЦЛЬ — ПРЕДВОЗВЕСТНИК СОЗДАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

 «У нас политика ни для женщин, ни для мужчин не существует, как занятие или призвание. От этого зла мы сумели себя оградить.

Мы тотчас распознаем людей, которые рассчитывают жить не трудом, а краснобайством; мы их презираем и стараемся обезвредить их. И в судебных разборах слова «профессиональный общественный деятель» квалифицируются, как оскорбление чести. Один этот факт, кажется, достаточно характеризует наш общественный строй.

Приверженцы партий, каких бы то ни было, в общественные учреждения, в качестве ответственных служащих не допускаются, и чиновники не имеют права принимать участие в публичных прениях общественно-политического характера. Что касается почетных должностей, то в этом отношении мы придерживаемся чрезвычайно простой системы. Мы со всевозможной деликатностью обуздываем политический пыл разных честолюбцев и карьеристов, и на почетные должности приглашаем лиц, которые совершенно их не добиваются. Мы все ставим себе в гражданский долг отмечать истинные заслуги и охранять нравственные устои нашей общины».

Вот я, наконец, и добрался в своих очерках до главного сиониста — Теодора Герцля, чьим именем названы центральные улицы во всех городах (кроме Бней-Брака) Израиля.

Приведенная выше цитата взята из художественного романа-утопии «Обновленная земля», написанного Герцлем в 1902 году на немецком языке за два года до смерти. В этом романе Герцль отобразил свое видение устройства еврейской общины в Палестине в 1923 году. Роман был переведен на иврит одним из лидеров русских сионистов Нахумом Соколовым в 1903 году. На русский роман перевела писательница и переводчица Августа Филипповна Даманская в 1904 году.

К этому художественному произведению Герцля я вернусь несколько позже, но сначала несколько фактов из биографии его автора. Биньямин Зеев (Теодор) Герцль родился в 1860 году в Будапеште. В 1878 году он поступил на юридический факультет Венского университета, в 1884 защитил степень доктора юриспруденции и стал работать служащим суда — сначала в Вене, а затем в Зальцбурге. В 1898 году он написал в своем дневнике: «Будучи евреем, я никогда не смог бы занять пост судьи. Поэтому я расстался одновременно и с Зальцбургом, и с юриспруденцией». Кстати, и главный герой романа-утопии Фридрих Левенберг, также как и многие его приятели-евреи, не мог претендовать на чиновническую карьеру в Австро-Венгерской империи после получения докторской степени. Поэтому он был вынужден принять предложение бывшего немецкого офицера Кингскурта, разочаровавшегося в роде человеческом, удалиться вместе с ним на уединенный остров в Тихом океане. В отличие от своего героя, Герцль наоборот окунулся в общественную жизнь Европы того времени и стал работать парижским корреспондентом популярной венской газеты. В то время Герцль считал, что к искоренению антисемитизма может привести ассимиляция и массовый переход евреев в христианство. Изменение позиции Герцля в понимании будущего еврейского народа произошло вследствие дела Дрейфуса. В 1894 году капитана генерального штаба французской армии, еврея, по ложному доносу обвинили в шпионаже и приговорили к публичному разжалованию. Возгласы «смерть евреям!», раздававшиеся на улицах Парижа, поразили Герцля, и он впервые тогда задумался о создании собственного еврейского государства. В 1896 году он написал книгу «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса». В первой части книги Герцль излагает факторы, определяющие необходимость создания евреями своего государства, среди которых не только повсеместный антисемитизм, но и вера в то, что духовность, предприимчивость, творческий потенциал и высокие интеллектуальные качества лучших представителей народа позволят создать процветающее сообщество. Далее он рассматривает проблемы переселения больших масс народа на новое место жительства, а также политическое и экономическое устройство будущего государства.

Уже в следующем 1896 году в Базеле открылся судьбоносный для евреев первый Сионистский конгресс, на котором Герцль был избран президентом Всемирной Сионистской организации.

Перед Герцлем стояли две задачи: первая — довести до сознания еврейских масс необходимость переселения в Палестину для создания своего государства и вторая — добиться признания такого государства политическим руководством ведущих европейских стран и Османской турецкой империи, под властью которой находилась Палестина. Ораторский талант, способность убеждать, знание языков причастность к европейской культуре — всё это позволило Герцлю достойно представить идею создания еврейского национального государства влиятельным государственным лидерам того времени. К сожалению, ему так и не удалось воплотить свою идею в жизнь. Он умер в 1904 году в возрасте 44 лет.

Могила на горе Герцль

Могила на горе Герцль

Кроме классической работы «Еврейское государство» он оставил потомству и художественное воплощение своей мечты — роман «Старая новая земля».

В романе есть и любовная линия, но главное в нем описание устройства и быта Новой еврейской общины. Действие происходит в 1923 году, автор показал, как использование науки и технических новинок начала двадцатого века в руках свободных и предприимчивых людей привело к расцвету страны. В городах построены электрические подвесные дороги. «Тысяча чертей! Это что такое! — воскликнул Кингскурт, указывая на летевший над пальмовыми верхушками вагон, из окон которого выглядывали пассажиры, Колеса вагона были не внизу, а наверху, над крышей. Он висел в воздухе и несся по рельсам, вделанным в высокий мост». Построена разветвленная сеть электрифицированных железных дорог, связывающая города между собой. Осуществлен проект канала от Средиземного до Мертвого моря, в котором была реализована остроумная эксплуатация разницы уровней морей. Построено множество электростанций. «Появилась возможность каждую каплю, падающую с неба использовать для общего блага. И, таким образом, в старой-новой родине евреев опять потекли молочные и медовые реки, и она опять стала тем, чем была: Обетованною землей». И вот, что удивительно, Герцль не мог предвидеть появление интернета, но он придумал некий газетный аналог современных блогов. «У нас есть и газеты, которые издаются и ведутся отдельными лицами. У меня самого есть такая газета. Она необходима в борьбе; за то, что я хочу ввести в нашу Новую Общину. Есть еще много разных газет, составляющих собственность отдельных лиц, которые служат различным целям. Каждое новое направление, новая творческая личность немедленно заявляют о себе в печати. Разумеется, выдающимся людям, как и в прежнее время, приходится выдерживать тяжелую борьбу, в которой, впрочем, закаляется только сила их убеждения, отвага и стойкость».

Герцль обращается к будущему читателю: «Если вы захотите, это не будет сказкой…Но если не хотите, пусть будет и останется сказкой все, что я вам рассказал. Мечта вовсе не так далека от действительности, как это кажется многим. Все деяния людские были некогда мечтами, и в будущем мечтами будут вновь».

_______

P.S. К сожалению, я не видел музыкальную комедию (?) «Герцль сказал!» по мотивам утопического романа Теодора Герцля «Альтнойланд» (Старая Новая Земля), которую в преддверии 70-летия Независимости Государства Израиль поставил театр Гешер. Режиссер Нир Эрез, сценарий Рои Хена. Интересно, что существует современный перевод на иврит романа «Старая новая земля», а вот на русский я нашел только один перевод 1903 года Августы Даманской. В интернете можно найти эту книгу из Ельцинской президентской библиотеки. Там текст в старом правописании ещё с ятями. В интернете можно найти и текст на более современном русском языке, но с огромным количеством ошибок и без ссылок на его источник. [Примечание редакции: книгу в переводе Августы Даманской см. здесь.]

(продолжение следует)

Print Friendly, PDF & Email
Share

Владимир Шапиро: Имена улиц Петах Тиквы: 4 комментария

  1. М. Носоновский

    С большим удовольствием прочитал эту работу!.. Краеведение, история первой алии палестинофилов (Ховевей Цион) и билуйцев — необычайно интересна. Ксатати, в Реховоте (другом поселинии той же эпохи) уделяют большое внимание Якову Бройде, Ольге Хесин (Хефциба), Израилю Белкинду и другим первопроходцам, хотя и тех же рава Могилевера и Леона Пинскера тоже чтят.

    Тут много о чем интересно подумать, и много какие культурологические вопросы о том времени и тех людях можно сформулировать (но воздержусь).

    Из мелких замечаний:

    1. Из текста не ясно, когда же Иехошуа Штампфер совершил алию. На памятнике, фото которого приведено, написано вроде бы 1870 . В Википедии написано «When he was 17, he immigrated to the Land of Israel» (то есть в 1869 г. или 1870). Автор приводит текст, очевидно, эпитафии на надгробии «с 5636 (1878), когда был заложен первый камень, до пятого дня в месяце сиван 5665 года (1908)». Но 5636 — это ведь 1875/6 г. (а не 1878), а 5665 — 1904/5 год (а не 1908).

    2. Насколько я понял, работа является компиляцией. Я стал читать про Иехошуа Штампфера в Электронной Еврейской Энциклопедии ( https://eleven.co.il/zionism/precursors-emergence/14910/ ), и обнаружил, что целые абзацы передраны сюда оттуда без кавычек и ссылок.

    Само название «Петах-Тиква» взято из пасука Хошеа 2:17 וְנָתַ֨תִּי לָ֚הּ אֶת־כְּרָמֶ֙יהָ֙ מִשָּׁ֔ם וְאֶת־עֵ֥מֶק עָכ֖וֹר לְפֶ֣תַח תִּקְוָ֑ה («И дам Я ей виноградники ее в долине Ахор как врата надежды»). Долина Ахор — около Иерихона. Первоначально, в 1876 году предполагалось основать Петах-Тикву там, около Иерихона. Но это не удалось, и поселение было основано через пару лет, там где город находится сейчас. В основании его сыграл роль также Иоэль Саломон (в ПТ даже есть памятник ему с крыльями и на мотоцикле), почему-то здесь не упомянутый, хотя в честь него тоже названа улица.

    В любом случае, спасибо автору за стаьтью, привлекающую внимание к этим фигурам.

  2. Л. Беренсон

    Работа высочайшего достоинства — национального, исторического, познавательного. Полностью согласен с мнением уважаемой госпожи Гиль об этой публикации. Замечу, что содержанием текст значительно шире объявленного заголовком. Конечно, жду продолжения. Приведу цитату, имеющую прямое отношение к героям повествования:
    «Русские сионисты! Для меня появление на конгрессе евреев из России стало крупнейшим событием. В их облике нам открылась история наша во все полноте своего единства и жизненной силы. Пришлось задуматься о том, что поначалу мне часто говорили: «К этому делу тебе удастся привлечь  только русских евреев». Если бы мне это повторили сегодня, у меня был бы готов ответ: «И этого достаточно!» — газета «Ди Вельт» фрагмент из статьи Теодора Герцля после знакомства с российскими делегатами на первом, Базельском сионистском конгрессе.
    Уважаемому господину Шапиро — здоровья и успехов. 

  3. Любовь Гиль

    Дорогой Владимир! Невозможно не оценить важность этой публикации, охватывающей века.
    Впечатление — неизгладимое!
    Как Вы отметили, во многих городах Израиля есть такие же названия улиц, как и в Петах-Тикве.
    Вам удалось подобрать те из них, что увековечивают имена еврейских деятелей, перед памятью которых
    как жители Петах-Тиквы, так и весь народ Израиля склоняет головы. Эссе о каждом герое этого сборника читаются легко, в них мы
    знакомимся с именами великих основателей нашей страны, находим историю основания и развития Петах-Тиквы, а также историю
    становления государства Израиль. Это историческое произведение очень удачно связано с современной Страной Израиля, с ее
    известными личностями.

    Огромное спасибо автору, жду продолжения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.